Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

"Человек - это изобретение недавнее. И конец его, быть может, недалек... человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке".

Мишель Фуко,         "Слова и вещи".

 

 

 

 

ЙОГАТЕРАПИЯ 

В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

УРОКИ ЙОГИ
ЙОГАТЕРАПИЯ
ТАЙСКИЙ МАССАЖ

+7-951-832-04-14

https://vk.com/yogayoffe

 

 

ТАТУ В РОСТОВЕ            И КРАСНОДАРЕ 

Ш. Амин. Транскультурная психиатрия

Шахал Амин

ТРАНСКУЛЬТУРНАЯ ПСИХИАТРИЯ

Предисловие переводчика 

Критическим обзором транскультурной терапии Шахала Амина мы начинаем новую линию наших исследований, связанную с историческим феноменом, известным в антропологии и в медицине как «культурно-определяемый синдром» (или «культурно-связанный синдром»).

Этот феномен справедливо причислен сегодня к сфере психотелесной патологии. Но в то же время его историческое исследование может оказаться очень полезным для понимания процессов трансформации тела в мире модернити, при столкновении традиционных телесных практик с культурными политиками/объектами современности.

Особого внимания в культурно-определяемых синдромах  заслуживает тот факт, что, несмотря на традиционные верования, лежащие в основе  «патологических» манифестаций, их проявления и, возможно, возникновение происходит при столкновении представителей совершенно разных традиционных сообществ с культурными объектами, социальными нормами, жизненными ценностями современного мира и их носителями.

Действительно, примеры проявления культурно-определяемых синдромов при таких столкновениях просто поражают своей независимостью от особенностей традиционных сообществ, в которых они возникают.

Так, арктический синдром «пиблокто» у инуитских женщин, выражаемый в приступах истерии, депрессии, эхолалии, эхопраксии (навязчивое повторение чужих движений), ранее объяснялся токсикозом, вызванным традиционной кухней эскимосов (см. примечание 2). Но затем было установлено, что слово «пиблокто» отсутствует в традиционном вокабулярии инуитов, и, как предположил историк Лили Дик, проявления этого синдрома происходят исключительно как реакция представителей сообщества на присутствие  западных исследователей.

Очень сходные в своих проявлениях синдромы – малазийский Лата (те  же эхолалия, эхопраксия, истерическое возбуждение, неконтролируемый мимезис) и сибирское «мерячение», открытые в 19 веке, также, вероятно, возникают при столкновении традиционных сообществ с представителями современного национального государства, носителями и «трансляторами» его ценностей и норм, в частности телесных.

А для африканского культурно - определяемого синдрома «усталости мозга» (Brain fag) одним из основных «факторов риска» медики называют знание английского языка.

Сама история этого «синдрома» сколь невероятна, столь символична. Название его (Brain fag) происходит, вероятно, от сокращения (Brain fatigue –усталость мозга), и с конца девятнадцатого века он в разные времена обозначал различные расстройства (подробнее см. примечание 3), до тех пор, пока не вышел из употребления в западной психиатрии и не «иммигрировал» в Африку, где превратился в культурно-определяемый (т.е. специфичный для традиционного сообщества) синдром!

Понятно, почему многие современные авторы в качестве его этиологии называют «столкновение двух культур/цивилизаций».

Подобную закономерность – возникновения индийского культурно-определяемого синдрома Дхат (смертельный страх потери спермы и психосоматика, с ним связанная), можно увидеть в недавнем исследовании Джозефа Альтера «Аюрведа и сексуальность» при столкновении традиционных культурных объектов и практик с современными. Подробный анализ этого исследования Альтера (с точки зрения возникновения синдрома) будет помещен на нашем сайте в ближайшее время.

Критический обзор транскультурной психиатрии Шахала Амина вводит нас в круг средств, какими современная психиатрия исследует культурно-определяемый синдром, и проблем в понимании этого феномена, в основном не изменившихся в последние десять лет.

Одной из проблем, названных автором в числе основных, является «расплывчатость» и непроясненность самой «культуры» как рабочего понятия транскультурной психиатрии.

Эта же постановка проблемы стала традиционной и в более поздних работах авторов различных школ и подходов – как к культурно-определяемому синдрому, так и к психосоматическим расстройствам вообще, обусловленным «культурной принадлежностью» (см. примечание 01).  

Правда, в последнее время вопрос о том, «что такое культура в современном мире?», сместился в сторону проблемы «глобализации» этого мира. Таким образом, не прояснив, что же такое культура применительно к телу и не разработав четкого понятия «телесной культуры», понятия, которое можно использовать как рабочее при изучении синдрома, ставится вопрос – как могут сосуществовать несколько культур в одном и том же сообществе, в условиях глобализации.

 Именно этой «расплывчатостью» обусловлен и основной парадокс: в исследовании культурно - определяемых синдромов влияние самой культуры изначально полагается как патопластическое (см. примечание 1).

Т. о. синдром, который определяется культурой, «увязан» на культуру, оказывается (пользуясь гегельянской терминологией) внешним самому себе. 

 Транскультурная психиатрия: критический обзор

Шахал Амин, Центральный институт психиатрии, Ранчи, Индия

(Shahul Amin «Тranscultural psychiatry: critical review» 2002).

«Он посмотрел на шахматную задачу и расставил фигуры. Белые начинают и ставят мат в два хода. Белые всегда ставят мат, подумал он с каким-то смутным мистическим чувством. Всегда, исключений не бывает, так все устроено. Испокон веков ни в одной шахматной задаче черные не выигрывали»

Джордж Оруэлл, «Тысяча девятьсот восемьдесят четвертый».

"Все общества во все времена признавали что-то сходное с понятием безумия, хотя смысл и попытки найти его причины были совершенно различными. С древних времен теории психических заболеваний формировались под постоянным влиянием социальной и политической философии.

Сегодня в психиатрии господствует парадигма, разработанная в Европе и в Северной Америке столетие назад, или около того. И хотя не все согласятся с таким утверждением, имеются многочисленные свидетельства предвзятой ценностной ориентации и, зачастую, скрытого расизма в психиатрии". 

(Chakraborty, 1991).

Что такое «транскультурная психиатрия»?

Определение «транскультурной психиатрии столь же смутно и неуловимо, что и определение «культуры» (01). Многие люди пытались определить или хотя бы оговорить:  транскультурная психиатрия - о чем она ?

Определение «транскультурной психиатрии столь же смутно и неуловимо, что и определение «культуры» (01). Многие люди пытались определить или хотя бы оговорить:  транскультурная психиатрия - о чем она ?

Часто утверждают, что транскультурная психиатрия должна информировать нас о патопластическом воздействии культуры (1) на психические заболевания, и что на основе этой информации мы даже сможем понять, как природа этиологии заболеваний может быть обусловлена культурой.

Такой подход ни в чем не отличается от других социальных или эпидемиологических изысканий в отношении здоровья и заболевания; разграничение транскультурной психиатрии от социальной и эпидемиологической психиатрии обычно расплывчатое и не поддается оценке. (Sashidharan, 1986).

Еще Мерфи ( Murphy 1977) отметил, что большинство исследований, именуемых «транскультурными», касаются «экзотических» культур, и создается впечатление, что имени «культура» заслуживает все, что не является европейским.

Например, если половые различия в клинической картине психоза в Индии рассматриваются в транскультуральном аспекте, то те же самые различия в Ирландии или во Франции относят к социальным. (Chakraborty, 1974).

Но в национальных журналах Индии эта же тема, скорее всего, будет помещена в рубрику социальной психиатрии. 

Таким образом, с развитием психиатрии то, что является транскультурной психиатрией в слаборазвитых странах, вероятно, станет социальной психиатрией завтрашнего дня.